ღ Альянс ღ (allianc) wrote,
ღ Альянс ღ
allianc

Categories:

Лаокоон и его сыновья

© https://www.facebook.com/groups/izoizolyacia/permalink/2586988148217120/
© Galina Bleikh https://www.facebook.com/galina.bleikh?fref=gs&__tn__=%2CdC-R-R&eid=ARCBY3gHxsmLUTI4ur4DYxOniChZLLjCFN6jq6BLbstEbNpKwbrfWdptG02YHVjkdnTF-moF9v0tvpw1&hc_ref=ARSNbckzMOxrcCBk4sD4WC4vJMHsAF-MLHea1JsnKIhJNhg69TR0406TjnzHSlmcedg&dti=2536037569978845&hc_location=group

Известнейшая древнегреческая скульптурная группа "Лаокоон и его сыновья", мраморная копия которой содержится в коллекции ГМИИ им.А.С.Пушкина.



Использованы: мама (90 лет) – 3 раза, нижнее и постельное белье, мочалки. Для змей – колготки, набитые скрученными простынями.



Решила вас всех повеселить цветной версией. У нас были только разноцветные мочалки...



© https://www.facebook.com/groups/izoizolyacia/permalink/2587078514874750/

Пандемии нынешнего масштаба случаются примерно раз в 100 лет. Мощный успех таких проектов, как Изоизоляция – неожиданное, но закономерное событие, которое я попытаюсь осмыслить на примере работ моей подруги Галины Блейх, которые являются несомненным лидером проекта и собирают многие десятки тысяч «лайков» и восторженных комментариев.

Неожиданным образом пандемия проявила отношение общества к человеческой жизни, и то, как она оценивается в разных культурах, странах, народах. Пожилых людей опасность заболеть с трагическим исходом затрагивает в наибольшей степени. Сильное общество призвано защищать своих «слабых» – детей и стариков. У детей есть будущее, но нет прошлого, у стариков – есть прошлое, и осталось уже не так много будущего.

Современная медицина борется за продление человеческой жизни, поэтому все больше и больше пожилых людей оказываются среди нас. Сегодня мы наблюдаем смену социальной панорамы. Общество, как мы видим, к этому психологически не готово. Люди после 50-ти в большинстве случаев не представляют, чем они могли бы заниматься и как продолжать жить. В условиях недавнего «прошлого» они были бы уже людьми без «будущего». Обладая возможностями ХХI века, мы все еще находимся в плену догм предыдущего столетия.

Боязнь старости отражает наше подсознательное желание жить вечно. Даже народные сказки содержат идеи поиска бессмертия. Современная медицина позволяет значительно отодвинуть возрастную границу старости. Развитие технологий предполагает в скором будущем «достижение бессмертия» с помощью создания набора определенных файлов во всемирной сети. Тема смерти и бессмертия – вечная и одна из основных в искусстве, поэтому не удивительно, что такой популярностью стали пользоваться именно работы Галины Блейх – художника, которая выбрала в качестве модели свою 90-летнюю маму.

Изображение старости в произведениях искусства дает ощущение подлинности, в противовес изображению детей, которые, как правило, вызывают чувство умиления, как теперь модно говорить – «мимими». Люди среднего возраста сегодня все чаще «улучшают» свой внешний вид, пользуясь возможностями пластической медицины, декоративной косметикой и т. д. Результаты такого технологического воздействия вызывают ощущение потери подлинности. Благодаря фотоработам Галины люди получают возможность компенсировать такую потерю за счет присутствия в этих работах эффекта отражения старости как «качества подлинности». Художница придает своим произведениям ощущение той подлинности, по которой мы сегодня очень скучаем.

Старики – это устойчивый образ беззащитности и хрупкости. Современные люди среднего возраста невольно «примеряют» на себя старость в качестве своего недалекого «будущего». Многие пытаются представить себя в пожилом возрасте – для них это пока пора неопределенности и неизвестности. Вот отзывы участников группы: «Спасибо вам за вас. За красоту, эстетику, жизнелюбие. Женщине, которую я взяла как модель зрелости, 75. Сейчас у меня открылась модель следующего этапа жизни (Лилия Журковская)». «Ваша мама – мотиватор жизнелюбия для других! (Marina Bagdasaryan)». И таких комментариев – многие тысячи. Поэтому так ярко воспринимаются работы Галины – они позволяют как-бы представить самого себя в старости, используя 90-летнюю маму художницы в качестве модели «будущих» себя.

Созданные человеческими руками произведения искусства, увы, подвластны влиянию времени. Скульптуры разбиваются, с них сходит краска, картины со временем тускнеют и покрываются трещинами. Над ними тяготеет дух тленности и смерти. Есть нечто общее между «стариками» и «произведениями искусства». Это объединяющее «качество» – их хрупкость, что вызывает массу вопросов и стремление понять и изучить эту проблему. Нужно ли нам продление жизни? Мы боимся этого вопроса, но ведь его не возможно не задать!

Галина представила «на суд публики» серию фотографий в жанре Digital Art, являющихся репликами известных скульптур различных эпох: античности, Возрождения, классицизма (Лаокоон, Вольтер, Аполлон) и т. д. Отменяя принцип хронологии, такой подход помещает произведения в единый культурный слой. Интересно отметить, что сама идея скульптурного изображения человека в мраморе несет функцию увековечивания образа, и, соответственно, преодоления смерти. Поэтому выбор автором именно скульптуры как жанра не случаен – он вступает в диалог с основной идеей «борьбы» со временем. Холодный отстраненный мрамор в изображениях художницы заменяется живой дышащей материей живого тела. Происходит преодоление холода, отчуждения, возникает захватывающая игра в «превращения».

Благодаря этому «оживает образ» главной героини произведений художницы – мамы Иры. В это году ей исполнилось 90 лет. В прошлом она – ленинградский инженер, а сегодня – автор воспоминаний и благодаря проекту Изоизоляция – «звезда» интернета.

В небольшом размере на экране мобильных телефонов фотографические работы Галины выглядят эстетскими, но при увеличении мы начинаем замечать достоверную «правду жизни» – морщины, пигментные пятна на теле ... С моей точки зрения, именно это и делает работы художника такими привлекательными, вызывает желание рассмотреть их подробно. Возникает странный эффект: красота совершенных классических образов представлена «образом старости». Или старость как бы «играет» в молодость. В этом, несомненно, содержится эффект новизны и главная заслуга Галины как художника и режиссера-постановщика. Обычно актеры, состарившись, уже не могут играть молодых людей, и их репертуар постепенно сужается. В работах Галины – роль идеала молодости и красоты отдается маме – 90-летнему пожилому человеку. Впервые в истории искусства не молодость «играет» старость, а наоборот – старость «играет» молодость и красоту!

Дюшан пририсовал усы Джоконде. Галина, с помощью своей мамы, работает с гендерной идентичностью – мама перевоплощается в мужчину – богов, героев, философов, подобно тому, как в древнем театре мужчины-актеры играли роли женщин, которым в те времена запрещалось находиться на сцене. Можем ли мы сказать, что работы Галины – это проявление феминизма? Несомненно! Сегодняшний постмодернизм предполагает некий mix – смешение жанров, стилей, подходов. В этой игре старость меняет свое лицо. Недаром сегодняшней «иконе стиля» Айрис Баррель Апфель (Iris Apfel) тоже 90 лет, как и маме Галины. В постмодернизме все возможно. Философы Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен пишут: «Метамодернизм заменяет границы настоящего на пределы бесперспективного будущего; и он заменяет границы знакомых мест на пределы беспредельного. На самом деле, это и есть «судьба» человека метамодерна: преследовать бесконечно отступающие горизонты.» Произведения Галины захватывают в свою орбиту танец, фотографию, скульптуру, графику, создавая игру двухмерного и трехмерного. Репликация образа – тема с вариациями – усиливает иммерсивный эффект ее произведений.

Интересный момент, на который я обратила внимание, – желание людей видеть работы Галины и других авторов в музее, хотя изначально они были предназначены исключительно для демонстрации on-line в интернете. В комментариях часто звучит мысль: «Это уже больше нельзя здесь держать, этому место где-нибудь в музее шедевров античного искусства!!! (Janna Amirova)». Мне кажется, что люди сегодня по-прежнему жаждут «ауратизма», ощущения прикосновения к овеществленному произведению, обладающему эффектом сакральности. Почему дигитальные работы нет-арта (Net-art) люди хотят видеть именно в музее? Может быть, это исходит из привычки «потреблять» искусство именно там, и, соответственно, рамки интернета оказываются для нас по-прежнему недостаточными? Скорее всего, причина в том, что люди «интуитивно» стремятся к «подлинности» и надеются найти эту самую «подлинность» все-таки в музее, а не на экране своего мобильного устройства.

Совершенно очевидно, что для зрителей произведения, созданные группой авторов Изоизоляция, являются чем-то большим, чем юмор, стеб или игра, что «это серьезно». Уже определились несомненные фавориты, люди с нетерпением ждут новых произведений полюбившихся им авторов. Импровизируя, создавая произведения, участники группы высвобождают свои чувства. В ситуации закрытости, стресса и чувства враждебности окружения человек интуитивно обращается к искусству. Этот эффект можно сравнить с востребованной сегодня арт-терапией. В комментариях к работам Галины пишут: «… мне кажется, это полная и безоговорочная победа над изоляцией (Alexandra Chkanikova)». Мы знаем, что в блокадном Ленинграде искусство было не менее необходимо, чем еда. И тогда, и сейчас оно становится мощной интегральной частью жизни.

Original: Лилия Чак, художник и исследователь, аспирант факультета Art&Sience, Сорбонна
Tags: cv, cv_Изоизоляция, Картины_Искусство
Subscribe

Posts from This Journal “cv_Изоизоляция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments