ღ Альянс ღ (allianc) wrote,
ღ Альянс ღ
allianc

О развитии ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев   

Период от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. - этап новых возможностей в развитии ребенка. В этом возрасте поведение ребенка значительно меняется. "Ребенок растет, умнеет", - говорят взрослые, пытаясь объяснить феномен взросления крохи, но понять объективную выраженность этого явления им, как правило, не удается. Вместе с тем, мамам и папам желательно иметь более точные представления о раннем детстве ребенка. И здесь на помощь приходит наука.



Время постигать закономерности

Прежде всего, обратимся к показателям ориентировочно-исследовательского поведения малыша. Как известно, оно изначально носит безусловный (врожденный) характер. Иными словами - основывается на непроизвольном интересе к окружающему. Дитя, как губка, впитывает всю информацию из окружающего мира. При этом в разные периоды раннего детства ребенок обнаруживает разную степень возможного освоения того, что видит, слышит, ощущает и воспринимает. Ориентировочные процессы и их качественные характеристики показывают объективный уровень освоения информации из окружающего мира и связаны с формированием центральной нервной системы малыша. По мнению ученых, они имеют прямое отношение к созреванию мозга ребенка, к развитию высших психических функций: ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и т.п. Следовательно, изменения в активной ориентировке позволяют специалистам судить о познавательных процессах в умственном развитии маленького человека и зрелости его центральной нервной системы.

Исследования показали, что в 1 г. 6 мес. происходит качественный "скачок" в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Во-первых, значительно повышается его активный интерес к окружающим предметам и игрушкам - дитя уже не только обращает внимание на их внешний вид (яркость цвета, необычную форму), его больше интересует процесс использования всех этих вещей и отношение к этому взрослых. То есть важна оценочная характеристика происходящего.

Во-вторых, в связи с вышесказанным, значительно более длительными и устойчивыми становятся поисковые, ориентировочные действия с предметами и игрушками. Дитя уже не манипулирует ими, а "изучает" их особенности. Кроху привлекают ситуации, в которых используется их функциональное назначение. Теперь на действия с предметами и игрушками малыш тратит в три, а к 1 г. 9 мес. - в четыре раза больше времени, чем раньше. Ребенок меньше отвлекается во время занятий и игр. Например, количество полных отвлечений уменьшается в 1 г. 6 мес. в четыре с половиной раза, а к 1 г. 9 мес. - в шесть раз. Кроме того, к 1 г. 9 мес. в поведении малыша появляется избирательность. Дитя "выходит" из игровой ситуации, которая обеднена эмоционально, не насыщена информацией, не несет в себе новизны, не дает достаточных поворотов сюжета и т.п.

Значительно меняется социальный статус малыша в ориентировочно-исследовательской деятельности. А активность ребенка в этом процессе весьма наглядно проявляется в общении со взрослыми. Точнее - в определенных формах этого общения:

1. в оценке ситуации по эмоциональному отношению взрослого (ориентировочное действие - "взгляд на лицо взрослого"): в ситуации непонимания ребенок вглядывается в лицо мамы, пытаясь уловить ее эмоциональное отношение к тому или иному событию;
2. в поиске сопереживаний со взрослым по поводу нового явления;
3. в активации взрослого с целью получения информации: смотрит на маму, ожидая разъяснений по тому или иному поводу.

Неужели ребенок так глубоко погружается в познание окружающего мира? - удивляются заинтересованные родители. Да, это так. Описанные выше ориентировочные действия говорят о том, что к 1 г. 9 мес. в активной ориентировке происходят огромные качественные изменения, выводящие малыша на новый более высокий уровень взаимодействия. Именно поэтому ребенок начинает реагировать не только на внешнюю сторону какого-либо явления, а ищет внутренние закономерности в нем.

Дитя не только констатирует (называет) предмет, игрушку, а находит какие-то связи, объясняющие ему "логику" присутствия данного предмета в жизни ребенка. И взрослый должен помочь ему в этом.

Ни минуты покоя!

Малыш в 1 г. 9 мес. очень подвижен. Он уже научился самостоятельно перемещаться в пространстве, забираться на высоту, спускаться вниз, менять направление движения и теперь наслаждается своими возможностями, повторяя и повторяя понравившееся действие. Малютку переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. "Я сам!" - лозунг его жизни. Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа детства 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Конечно, это проявлялось и раньше, но сейчас проходит на новом более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. И это понятно, ведь к 1 г. 9 мес. малыш многому научился, а значит, можно говорить о приобретенном опыте.

Крохе не безразлично, что говорят и показывают ему взрослые, чему и как его учат, а также - кто это делает и какими методами. Следовательно, полноценная жизнь ребенка 1 г. 6 мес.- 1 г. 9 мес. - это организованная взрослым действительность, семейный быт и форма внутреннего взаимодействия. Малыш сейчас многого "ожидает" от взрослого окружения. И поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы "заложить" фундамент его будущих возможностей и способностей.

Повзрослевший, но не взрослый

Нейрофизиологи отмечают, что именно в период 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. наблюдается качественный "скачок" в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие. В этот же период отмечаются позитивные изменения в ориентировочном поведении малыша - появляется относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. У ребенка отмечаются специфические исследовательские действия руки. Малыш, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, и ушла характерная для начала второго года тревожность, боязнь всего необычного. Особенно, если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит.

Однако было бы неправильным считать, что к 1 г. 9 мес. малыш становится разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Он по-прежнему импульсивен, эмоционален, хотя прекрасно понимает слова "можно" и "нельзя". Просто по сравнению с ранним периодом детства дитя более дипломатично "улаживает" свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт со взрослыми, в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному. Дело в том, что интерес к жизни в этом возрасте у крохи - сродни одержимости страстью, это чувство одолевает малыша гораздо сильнее, чем в самом начале второго года жизни. Поэтому для малютки - большое испытание отказаться от своих "замыслов". Любопытство заставляет малыша заглядывать в коробочки, ящички, залезать в сумочки и т.п. Чувствуется настойчивость его желаний, стремление добиваться своего. Ребенок заявляет о себе как о существе, имеющем право на выбор и волеизъявление: "хочу" или "не хочу". Как относиться к его противодействию? Родители должны понимать, что поведение малыша следует рассматривать с учетом его возрастных особенностей, а не с точки зрения логики взрослого человека. Ведь любопытство взрослого - отрицательное качество, которое свидетельствует о невоспитанности человека. А любопытство малютки говорит о природе детства. В его основе - стремление познавать мир во чтобы то ни стало. Угасить это стремление - значит обеднить жизнь ребенка. Так стоит ли бороться с желанием малыша накапливать впечатления, информацию о предметах и их свойствах? Конечно, трудно смириться с упорным стремлением крохи, к примеру, смешивать рис с манкой в кухонном шкафу. Но, может быть, родители просто не сумели заполнить досуг своего ребенка чем-то более интересным? Например, изготовлением куличиков прямо на кухне, рядом с мамой. Организовать это занятие можно даже зимой, если с осени запасти специальный ящик с песком. Это лишь один из вариантов того, как повернуть детскую активность в полезное русло.

Еще один важный момент. Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен сам себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому родители не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре.

Если в предыдущие три месяца главным было накопление сенсорного опыта, развитие понимания речи, двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас происходит первая систематизация полученных ранее впечатлений и постепенный их перевод в речь.

Попробуйте, поймите!

Развитие активной речи во втором полугодии 2-го года жизни становится одной из главных задач. Именно общение со взрослыми приводит к еще более уникальному феномену в речевой практике малыша: у него появляется так называемая автономная детская речь. Ребенок пытается говорить на "своем" языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами ("собачка" - "ав-ав"; "уточка" - "га-га"; "машинка" - "би-би" и т.п.). С этим явлением уже приходилось сталкиваться в предыдущие три месяца (от 1 г . 3 мес. до 1 г. 6мес.).

Такой детский язык отличается от обычного "взрослого", во-первых, фонетикой (звучанием слов); во-вторых - своей смысловой стороной (значением слов). Особенностью речи малышей этого возраста является яркая индивидуальность - у каждого ребенка свой "язык", понять который могут только близкие взрослые. Именно они, исходя из конкретной ситуации, связывают "авторские слова" с определенным смыслом того, что хочет сказать дитя. Например, "Тата гуга по. Авав Ляма гуга тoo..." (Таня гулять пойдет. Собака Альма гулять пойдет тоже). Или "Ката пака "а-а-а" (Катя плакала: "а-а-а"). Как видно из приведенных примеров, фонетика слов состоит из корней или начала слов (каша - "ка", молоко - "моко", киска - "ки" и т.п.), а по содержанию малыш может объединять слова по несущественным, ситуативным признакам. И все же - это активная речь малютки. Ребенок произносит, "изобретает" слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. А главное - дитя заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог со взрослыми.

У всех ли малышей появление автономной речи обязательно? Конечно, каждый ребенок индивидуален. Некоторые с раннего возраста начинают говорить отчетливо, а есть и такие, которые больше молчат, их словарный запас очень скуден. Но существуют общие закономерности, характерные для большинства детей 2-го года, позволяющие выделить особенности речевого развития. Автономная речь - одна из них.

Взрослые должны правильно реагировать на автономную детскую речь. Ее появление закономерно, поэтому не может вызывать удивления или недовольства со стороны родителей. "Переводя" высказывания сына или дочери, мама и папа дают ребенку образец правильного произношения, интонационной выразительности. Малыш неисчерпаем в своем самовыражении, и автономная детская речь как раз и является примером этого.

Своеобразие автономной детской речи отражает особенности наглядно-действенного мышления малютки. На этой стадии детской речи не существует еще чисто словесного мышления, отделенного от конкретной наглядной ситуации. "Думать" с помощью слов вне наглядной ситуации дитя пока не в состоянии, хотя в недрах наглядно-действенного мышления крохи уже зарождаются начальные черты речевого мышления. Взрослые помогают малышу обозначать словом все, что развертывается перед его глазами, и вместе с тем как бы раскрывают ход своих мыслей, заключений, поясняют, подтверждают или опровергают его собственные предположения, догадки. Как показывают исследования ученых, в активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. присутствуют вопросы, связанные с установлением причинно-следственных отношений. Ситуации очень простые, но они показывают, что дитя пытается понять, например, почему мальчик смеется (потому что ему подарили машину), почему девочка испугалась (потому что к ней подошла собака) и т.п. Автономная речь - это еще один этап, выводящий малыша на более высокий уровень взаимодействия с социумом. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй. И это прекрасно. Но вместе с этим уйдет и неповторимый период раннего детства. Родители должны помнить об этом и наслаждаться своим ребенком каждый час, каждый день, каждую минуту этого прекрасного времени, когда они так необходимы, интересны и незаменимы для него. Ребенок доступными для него средствами постоянно подтверждает это.

Основные педагогические условия
развития активной речи малыша 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес.

Взрослым необходимо:

- включать речевое общение в активную практику освоения окружающего мира ребенком;
- создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте со взрослым;
- практиковать ситуации, вызывающие у ребенка интерес и желание входить в речевое общение с близкими;
- побуждать к активной речевой практике как к одному из путей познания социального и природного окружения (поведение и деятельность людей, их отношения в социуме, взаимодействие с природой и животным миром);
- использовать речь как средство воспитания личности ребенка, оказывая влияние на его поступки не только с позиций запрета - "можно" или "нельзя", но и с точки зрения оценки самого поступка - "хорошо" или "плохо";
- учить пользоваться речью. Подводить малыша к мотивации своих действий, основываясь на их результате, и таким образом закладывать в поведении ребенка элементы самоорганизации, нравственно-этического воспитания;
- давать правильный образец речи, используя прямой (диалог) или косвенный (монолог) речевой контакт с ребенком;
- постепенно вытеснять из активного словаря ребенка лепетные (облегченные) слова, заменяя их общеупотребительными;
- внимательно, относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания. Побуждать к произнесению простых предложений из 2-3 слов.

Прогресс по всем направлениям

Дитя изначально видит перед собой целостную картину мира, хотя и многого еще не понимает. К 1 г. 9 мес. малыш уже способен понимать действия человека и животных, которые связаны с выражением желаний (потребность есть, пить, спать и т.п.), физических состояний (холодно, жарко, мокро и т.п.), эмоциональных проявлений (испугался, обрадовался, заплакал, застеснялся и т.п.), а также сочувствием и помощью (например, "пожалей зайку, он испугался" или "угости белочку - ей хочется съесть орешек" и т.п.). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, взрослый способствует формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Это начало нравственно-этического воспитания.

Значительные изменения к 1 г. 9 мес. происходят и в умственном развитии ребенка. Он умеет решать несложные задания на соотнесение и группировку предметов. Если раньше малыш справлялся с дидактическим заданием по формуле "Найди такой же!" (кубик, шарик, картинку, куколку и т. д.), то теперь он может справиться и с более сложной задачей: "Дай такой же, но..." (кубик большой и такой же, но маленький, шарик красный и такой же, но зеленый и т.п.). Предметная игра - по-прежнему ведущая деятельность малютки, но она уже опирается на более развитые аналитико-синтетические связи в коре головного мозга. А это значит, что дитя уже делает обобщения по существенным признакам в зависимости от поставленной перед ним задачи (находит одинаковые игрушки и раскладывает их по величине, форме или цвету; так же поступает и с картинками, предметами быта и т.п.).

Пришедшее к ребенку ранее умение использовать предметы по их назначению к 1 г. 9 мес. оформляется в развитую сюжетно-отобразительную игру: малыш метелкой подметает дорожку, совком нагружает песок в ведерко. Он продолжает с интересом наблюдать за действиями взрослого: ребенку важно видеть, как ведет себя мама или другой человек, и понять, для чего он использует те или иные предметы. При этом кроха проявляет интерес не только к предметам, но к действиям с ними. И это понятно. Овладение функциональными действиями без показа взрослого невозможно.

Деятельность с учетом значения вещей, многократные воспроизведения общих схем их использования применительно к разнообразным ситуациям развертываются в особую форму игры - предметную игру по содержанию и сюжетно-отобразительную по своей направленности. Дитя кормит куклу из ложечки, поит из чашки, купает в ванночке, качает в колыбели и т.п. Что это значит? Малыш "проигрывает" с куклой фрагменты своей собственной жизни. Ребенок отображает, но не берет на себя какую-либо роль. Неслучайно малыш в этот период интенсивно "учится", как отмечалось выше, самостоятельности в элементарном самообслуживании и в совместных действиях со взрослыми.

Что же должны делать взрослые для того,
чтобы обеспечить ребенку поступательное развитие в третьем триместре?


Мини-программа третьего триместра/ Задачи воспитания
Обеспечить психофизическое благополучие ребенка на основе ведущих линий развития, соответствующих микропериоду 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. Создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности - играм и занятиям.
Продолжать совершенствовать самостоятельную ходьбу. Использовать специальные пособия и природную среду (ходить по прямой и между кочек, взбираться на бугорки, перешагивать канавки и пр.)
1. Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности:
А) по дорожке 25-30 см
Б) по доске, положенной на пол или на землю (ширина 15-20 см)
В) по наклонной плоскости, один край которой поднят на 15-20 см
2. Учить малыша ходить в разных направлениях с переменой ориентиров (например, "к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне" и пр.)
3. Учить ребенка выполнять просьбу в быстром и замедленном темпах по просьбе взрослого.
Продолжать совершенствовать координацию движений и ориентировку в пространстве, чувство равновесия. Тренировать вестибулярный аппарат ребенка:
1. Учить спускаться и подниматься по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 20 см), упражнение выполняется с помощью взрослого;
2. Учить ходить по гимнастической скамейке (размеры те же), упражнение выполняется с помощью взрослого;
3. Учить подниматься на высоту и спускаться (высота 15 см), используя ящик, а также детскую горку (с высотой ступеней 15 см);
4. Учить перешагивать через препятствия - бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.
Развивать глазомер, точность движений в пространстве. Тренировать ребенка в метании шариков:
1) вдаль (левой и правой руками);
2) в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).
Развивать наглядно-действенное мышление - сенсомоторный интеллект. Проводить с малышом предметные игры всех видов: дидактические, строительные, сюжетно-отобразительные, с предметами-орудиями (игры, в которых ребенок приобретает опыт использования одного предмета в качестве орудия по отношению к другому. Например, сачком вылавливает рыбок, молоточком "забивает" втулки в верстачок и т.д.).
Продолжать накопление чувственного опыта, ориентировку в цвете, форме, величине предмета. Постепенно приучать малыша выражать впечатления словами, обозначая и поясняя все, что разворачивается в его практических действиях и в игре. Предлагать более усложненные варианты действий с дидактическими игрушками (матрешками, кубами, шарами, кольцами и т.д.).
Выполнять задания на ориентировку в двух свойствах одновременно: например, в цвете и форме ("найди красные шарик и кубик") или в цвете и величине ("найди кубики зеленые - большой и маленький"), или по форме и величине ("найди большие шары") и т.п.
Продолжать развивать орудийные действия с предметами, а также функциональные (закрепленные социальной практикой их использования ) действия. Показывать, как нужно использовать предметы по их функциональному назначению - разыгрывать перед ребенком более развернутые игровые сюжеты с куклой (катание на машине, полет на самолете, катание на санках).
Развивать творческие способности ребенка в занятиях со строительными наборами (кубики, строительные модули и т.п.) Внести в занятия с малышом строительные игры. Учить выполнять по показу, а затем самостоятельно (по просьбе взрослого) несложные сюжетные постройки - например, "дорожка для зайчика", "заборчик для цыпляток", "скамеечка для матрешки", "ворота для машины" и пр.
Продолжать совершенствовать сюжетно-отобразительные игры с образными рисунками. Побуждать к участию в совместных играх со взрослым. Вызывать желание подражать им, повторяя их действия. Обогащать ребенка яркими впечатлениями, отражающими знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.).
Показывать игровые сюжеты, отражающие сценки из жизни самого ребенка (например, прием пищи, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводить в показы большее число аксессуаров.
Предлагать для рассматривания картины и картинки, отображающие знакомые игровые сюжеты.
Расширять понимание речи (пассивный словарь), обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Игровые показы сопровождать пояснениями, называть новые для малыша предметы и действия с ними. Использовать речевые конструкции из 2-3 слов, короткие рассказы из 2-3 простых предложений.
Постепенно подводить малыша к пониманию несложных сюжетов без наглядного сопровождения (показа).
Развивать разговорную речь. Обогащать активный словарь. Постепенно выводить из лексикона малыша облегченные слова, заменяя их общеупотребительными. Вводить в речевую практику ребенка новые слова, обозначающие предметы и действия с ними.
Продолжать воспитывать основополагающее доверие к окружающему миру.
Расширять социальные контакты малыша обогащать его знакомство с окружающим миром более глубокими, но понятными ему впечатлениями. Например, тетя Маша поливает газон - травку, травка "пьет" водичку. Травка растет, и т.п. Формировать нравственно - этические чувства, доброе отношение к взрослым и детям. Воспитывать чувство любви ко всему живому (цветам, травке, деревцам, животным и птицам).
Учить общаться с окружающими, ориентируясь на возраст и пол собеседника (дедушка-бабушка, тетя-дядя, мальчик-девочка).
Воспитывать ребенка в лучших национальных традициях. Формировать первые эстетические чувства на лучших образцах народного творчества: нравится - не нравится, красиво - некрасиво и т.п.
Знакомить с лучшими образцами прикладного искусства (изделия народного творчества для маленьких). Например, расписные ложки, вышитые фартучки, расписные деревянные игрушки, лепные свистульки, грохотушки и пр.
Развивать музыкальный слух, певческие и танцевальные способности. Знакомить ребенка с произведениями музыкального, певческого и танцевального фольклора для маленьких, используя музыкальные кассеты и видеозаписи.
Обогащать малыша эмоционально, знакомя с поэтическим творчеством для маленьких. Внести детскую литературу в повседневную жизнь ребенка; используя иллюстрации и картинки, расширять знания малыша об окружающем мире. Использовать потешки, песенки, малые фольклорные поэтические произведения. Включать произведения поэтического фольклора в игровые показы с сюжетными игрушками. Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к книге.
Воспитывать посильную самостоятельность и элементарное самообслуживание в режимных процессах (прием пищи, одевание с помощью взрослого, мытье рук, пользование туалетом). Правильно реагировать на стимул "я сам" свойственный детям 2-го года жизни. Бережно относиться к чувствам ребенка, связанным с формированием его характера и первых привычек.
Обеспечить ребенку достойное воспитание в семье. Создавать разумной любовью и заботой о ребенке эмоционально-положительный, спокойный микроклимат семейных отношений.
Сделать ребенка свидетелем положительных поступков взрослых по отношению друг к другу и к малышу, поступков, достойных подражания.

Павлова Любовь,
ведущий научный сотрудник центра "Дошкольное детство"
им. А.Б. Запорожца, кандидат психологических наук
Tags: Библиотека моя, ДЕТКИ, Занятия, Игра, Инфо_к_размышлению, Лучистая_линейка, Мамское, Нужные вещи ;-}, Развивалки, Развитие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments